Мобильный банк, юридические аспекты

В настоящее время суды не испытывают недостатка в делах, в которых граждане, наконец постигшие суть понятия «мобильность», пытаются взыскать с банков то, чего они не досчитались при очередной проверке своего карточного счета.

О том, что именно с вора надо взыскивать причиненный им ущерб, догадываются тоже многие. Но ведь жулика надо еще найти, и вовсе необязательно, что к тому времени он будет хоть сколько-нибудь платежеспособен. А банк — вон он, да и что-что, а деньги в нем должны быть. Так рассуждает большинство из тех, кому на собственном опыте довелось убедиться в том, что банковские мобильные технологии существенно облегчают жизнь не только клиентам банков, но и злоумышленникам.

Одним из основных доводов судов было то, что при предоставлении услуги «Мобильный банк» Сбербанк нарушил требования Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в частности, содержащиеся в ст. 7, согласно которой услуга при обычных условиях ее использования не должна причинять вред имуществу потребителя. Этой же статьей установлено, что если для безопасности использования услуги необходимо соблюдать специальные правила, то они должны быть доведены до сведенья.

Наибольшему риску подвергаются обладатели смартфонов на платформах Android и Apple iOS — согласно отчету Gartner, самых популярных мобильных операционных системах 2012 г. (49,2 и 18,9% рынка соответственно).

Android — открытая операционная система; это означает, что разработчики предоставляют неограниченный доступ к ее коду. Злоумышленники, специализирующиеся на Android, внимательно изучают буквально каждую строчку этого кода и, обнаруживая уязвимости, мгновенно ими пользуются.

Apple iOS — закрытая операционная система, искать уязвимости в ней не так легко, но если злоумышленник их все-таки находит, то единственное лекарство — выход официального обновления от разработчика. В случае с Android обновления готовит все сообщество разработчиков этой системы.

Внимательно проверяйте все данные, предоставляемые для «Мобильного банка», и своевременно отключайте от этой услуги те номера телефона, неиспользование которых может повлечь их передачу другим абонентам.

Функциональность услуги «Мобильный банк» крайне вредно недооценивать. С ее помощью граждане не только лишаются собственных средств, но еще и приобретают заемные, правда, клиенту валюта при этом предлагается лишь виртуальная, что, однако, нисколько не отражается на реальности его задолженности перед банком. Для «возврата» полученного таким образом кредита тоже можно использовать законодательство о защите прав потребителей, особенно когда повод к этому предоставляет сам Сбербанк. Например, как в деле, рассмотренном пару месяцев назад Протвинским городским судом Московской области.

Жительница подмосковного Протвино оформила в Сбербанке кредитную карту. Активировать «кредитку» женщина не торопилась, видимо рассудив: «пусть лежит — хлеба не просит» а бережно хранила ее и запечатанный конверт до лучших времен. Долго ждать они себя не заставили. В один прекрасный день женщина вдруг обнаружила, что кредитные средства и без нее нашлось кому израсходовать. Виновником тому оказался «Мобильный банк». Выяснилось, что эта услуга была подключена к карточному счету женщины на номер телефона, который та указала для контактов. Впоследствии пользоваться этим номером она перестала, и оператор сотовой связи передал его другому абоненту. По всей видимости, тот и решил «наэсэмэсить» себе оборотных средств.

Возвращать кредит, который прошел мимо ее кошелька, женщина, понятно, желанием не горела, и вскоре в суд от нее поступило соответствующее исковое заявление. Неудачливая заемщица потребовала, во-первых, признать договор об открытии счета и выдаче кредитной карты незаключенным в части подключения услуги «Мобильный банк», а во-вторых, взыскать со Сбербанка причиненные ей убытки путем зачисления похищенной денежной суммы на счет кредитной карты и аннулирования ее задолженности перед банком. Суд признал эти требования вполне обоснованными.

В суде выяснилось, что женщина имела немного шансов отказаться от услуги «Мобильный банк», поскольку Сбербанк об этом позаботился. В заявлении об открытии счета и выдаче кредитной карты в разделе «Мобильный банк» имелось всего два пункта. Если клиент не являлся пользователем услуги «Мобильный банк», ему предлагалось отметить пункт: «Прошу зарегистрировать номер указанного мной мобильного телефона в Мобильном банке ». Альтернативой был лишь пункт: «Прошу подключить к Мобильному банку карту, открытую в соответствии с настоящим заявлением», напротив которого нужно было поставить «галку», если указанный клиентом номер телефона уже был зарегистрирован в «Мобильном банке». Поскольку второй пункт женщине не подходил точно, она добросовестно отметила первый, хотя в услугах «Мобильного банка» и не нуждалась.

Суд находчивость Сбербанка оценил, правда, лишь с позиций соответствия такого поведения положениям ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно этой норме «запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)». Данной статьей также установлено, что убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, должны быть в полном объеме возмещены исполнителем.

Выводы последовали вполне закономерные. Для начала суд отметил, что, включив в кредитный договор безальтернативную просьбу о подключении услуги «Мобильный банк», Сбербанк тем самым, по сути, обусловил получение кредита приобретением другого своего продукта. А раз так, значит, банк злоупотребил свободой договора «в форме навязывания контрагенту несправедливых условий», что, по мнению служителя Фемиды, «влечет ничтожность договора в данной части». Поставив на вид Сбербанку еще и то, что он не проинформировал должным образом о возможной небезопасности «Мобильного банка» и связанных с этим рисками для заемщика, суд удовлетворил все требования истицы, предоставив флагману российской банковской системы самому разбираться с истинным получателем кредитных средств.



Комментарии
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 

Другие публикации: