Досудебное урегулирование споров в Москве
При возникновении спорных ситуаций по выполнению обязательств в рамках договора единственный возможный способ повлиять на обстоятельства — обратиться в суд. Но на деле это не всегда так. Для решения многих вопросов законом или самим договором может быть предусмотрен досудебный порядок урегулирования конфликта, без соблюдения которого суд не будет рассматривать дело.
Цель досудебного урегулирования
Досудебное урегулирование конфликтных ситуаций заключается в написании письма-претензии нарушителю. Такой способ разрешения спора направлен на мирное решение вопросов. Его цель — заключить между сторонами соглашение с условиями, которые будут выгодны для обоих участников конфликта.
По закону суд обязан содействовать образованию и развитию деловых связей. Одной из задач перед проведением судебного разбирательства стоит примирение сторон.
Если без участия суда договориться и прийти к перемирию не удалось, то составляется исковое заявление.
Случаи обязательного досудебного урегулирования
Пострадавшая сторона может предложить нарушителю разрешить конфликт без обращения в суд. Для этого нужно направить нарушителю письменную претензию.
В случае возникновения спора, одной стороной которого является представитель государственной власти или должностное лицо, досудебное урегулирование предполагает составление жалобы и разрешение конфликта в административном порядке.
Обязательно до обращения в суд наладить отношения стороны должны в следующих ситуациях:
- Расторжения договора; при этом стоит учесть, что указанные в соглашении основания его расторжения не могут быть изменены при обращении в суд
- Предъявления встречного искового заявления, так как для таких исков действуют общие правила предъявления
- Разрешения споров, касающихся взыскания денег по сделкам различного характера
- Взыскания денег, полученных в результате неосновательного обогащения
- Когда досудебное урегулирование конфликта предусмотрено в рамках договора или закреплено законодательно
- Урегулирования экономических споров, возникших вследствие административных или других публичных правовых отношений.
Когда можно сразу обращаться в суд
К спорам, в отношении которых не требуется обязательное соблюдение досудебного урегулирования, относятся:
- Требования возмещения вреда
- Споры, по которым ранее кредитором была направлена досудебная претензия до момента уступки прав цессионарию
- Конфликты, по которым установлены лица, несущие ответственность по предъявленному иску
- Ситуации, по которым первоначально соблюден досудебный порядок разрешения, но при подаче искового заявления требования поменялись в части возврата долга или выполнения обязательств нарушителем, а также при наступлении нового периода просрочки платежа и т. п.
Плюсы и минусы досудебного разрешения конфликтных ситуаций
Кроме отсутствия необходимости посещать суд и тратить время на долгие судебные разбирательства, досудебное разрешение споров имеет и другие преимущества:
- Сохранение деловых отношений и репутации
- Отсутствие финансовых затрат, нет необходимости оплачивать государственную пошлину и нанимать юриста для представления в суде
- Удовлетворение интересов обеих сторон договора
- В качестве меры урегулирования в ходе досудебного решения не могут быть применены аресты имущества и какие-либо другие ограничения
Последний пункт в некоторых случаях может быть отнесен и к минусам такого способа решения спора.
Помимо этого минусами в некоторых случаях можно считать:
- Увеличение времени разрешения конфликта, если стороны не смогли договориться без вмешательства суда; или если одна из сторон умышленно тянет время и тратит его на переписки, чтобы получить свою выгоду — лучше подготовиться к судебным тяжбам
- Намеренное неполучение претензии нарушителем. Да, претензия будет считаться доставленной, даже если недобросовестный контрагент не получил ее или в случае направления ее по адресу, указанному в договоре, а не юридическому. Но добиться выполнения обязательств в этом случае получится не быстро
- Возможное истечение срока исковой давности по причинам, указанным выше.
Как реализовать процедуру урегулирования
Нет какой-то конкретной формы для выдвижения требований к недобросовестной стороне. Кроме претензии, в качестве досудебного разрешения можно использовать предупреждение или уведомление.
Главными требованиями к досудебному процессу являются:
- Письменная форма составленных требований о расторжении договора, его изменении или исполнении обязательств
- Обозначение суммы и способа ее выплаты, если требования можно выразить в денежном виде и другие подробности по делу
- ФИО отправителя и получателя, а также их адрес
- Реквизиты заключенного ранее договора (при его наличии) и другие подтверждения сделки
- Сроки для ответа и подпись направившего претензию.
Передать составленный документ ответчику можно одним из следующих способов:
- Лично в руки с проставлением отметки о получении обращения на вашем экземпляре
- Отправка в письме почтой с обязательным составлением описи вложения и уведомлением о вручении
- Отправка посредством электронной почты, если такая возможность зафиксирована в договоре
Урегулировать спор можно с помощью привлечения третьего лица — медиатора. Медиатором может быть только прошедший подготовку и имеющий право провести процедуру медиации человек. Привлечь его можно только в том случае, если на это согласны обе стороны конфликта.
Некоторые варианты конфликтов и способы их урегулировать
- Разрешение конфликтов между продавцом и потребителем
Законодательство не запрещает потребителю составлять и направлять в суд исковое заявление без направления претензии продавцу. В свою очередь продавец вправе не отвечать на составленную претензию. По этой причине не имеет смысла указывать в договоре обязательное требование по досудебному урегулированию. Такие условия договора считаются ничтожными и не имеют каких-либо последствий, потому как ограничивают права потребителя. Но есть исключения — попытки разрешения спора досудебного разбирательства должны быть предприняты по договорам, заключенным с турфирмами, операторами связи и перевозчиками водным транспортом. - Споры с органами контроля и надзора
Обязательное урегулирование конфликта путем написания жалобы должен осуществить предприниматель при возникновении спора с налоговой службой, Роспотребнадзором, Рострудом, Ростехнадзором и Ростуризмом. Если предприниматель не согласен со штрафом или другим принятым решением государственной службы, он должен подать жалобу в течение 30 дней с момента получения извещения. Если вы получили предписание с требованием устранить нарушения, на подачу жалобы у вас есть десять дней.
Досудебное регулирование юристами Клиент Бизнес Групп
Грамотно составить и оформить претензию для досудебного урегулирования любого спора поможет опытный юрист «КлиентБизнесГрупп». Специалист соберет и предоставит в суд все доказательства по соблюдению процедуры, предпримет все возможное для того, чтобы отстоять ваши интересы.
Преимущества Клиент Бизнес Групп
для клиентов
дел
досудебно

Наша команда
-
Лобанов Юрий Владимирович Управляющий партнер
-
Кузьмина Ольга Борисовна Генеральный директор
-
Радова Полина Гавриловна Менеджер по продажам и работе с клиентами
-
Мударов Руслан Султанович Юрист
-
Чепель Марина Юрьевна Юрист
-
Никольский Валерий Константинович Юрист
-
Халимов Эмиль Яхиэльевич Маркетолог
-
Хайруллина Элеонора Радиковна Офис-менеджер