Досудебное урегулирование споров в Москве

При возникновении спорных ситуаций по выполнению обязательств в рамках договора единственным возможным способом повлиять на обстоятельства представляется обращение в суд. Но на деле это не всегда так. Для решения многих вопросов законом или самим договором может быть предусмотрен досудебный порядок урегулирования конфликта, без соблюдения которого суд не будет рассматривать дело.

Цель досудебного урегулирования

Досудебное урегулирование конфликтных ситуаций заключается в написании письма-претензии нарушителю. Такой способ разрешения спора направлен на мирное решение вопросов, заключение договоренностей между сторонами выгодных для обоих участников конфликта.

Законодательно закреплена обязанность судов содействовать образованию и развитию деловых связей. Одной из задач перед проведением судебного разбирательства стоит примирение сторон.

Если без участия суда договориться и прийти к перемирию не удалось, то составляется исковое заявление.

Случаи обязательного досудебного урегулирования

Предложение пострадавшей стороной нарушителю разрешить конфликт без обращения в суд заключается в составлении и направлении ему письменной претензии.

В случае возникновения спора, одной стороной которого является представитель государственной власти или должностное лицо, досудебное урегулирование предполагает составление жалобы и разрешение конфликта в административном порядке.

 Обязательно до обращения в суд наладить отношения стороны должны в следующих ситуациях:

  • Расторжения договора, при этом стоит учесть, что указанные в соглашении основания его расторжения не могут быть изменены при обращении в суд и указываются в иске
  • Предъявления встречного искового заявления, так как для таких исков действуют общие правила предъявления
  • Разрешения споров, касающихся взыскания денег по сделкам различного характера
  • Взыскания денег, полученных в результате неосновательного обогащения
  • Когда досудебное урегулирование конфликта предусмотрено в рамках договора или закреплено законодательно
  • Урегулирования экономических споров, возникших вследствие административных или других публичных правовых отношений.

Когда можно сразу обращаться в суд

К спорам, в отношении которых не требуется обязательное соблюдение досудебного урегулирования, относятся:

  • Требования возмещения вреда
  • Споры, по которым ранее кредитором была направлена досудебная претензия, до момента уступки прав цессионарию
  • Конфликты, по которым установлены лица, несущие ответственность по предъявленному иску
  • Ситуации, по которым первоначально соблюден досудебный порядок разрешения, но при подаче искового заявления требования поменялись в части возврата долга или выполнения обязательств нарушителем, а также при наступлении нового периода просрочки платежа и т.п.

Плюсы и минусы досудебного разрешения конфликтных ситуаций

Кроме отсутствия необходимости посещать суд и тратить время на долгие судебные разбирательства, досудебное разрешение споров имеет и другие преимущества:

Мирное урегулирование позволяет расторгнуть договор или внести в него коррективы сохранив деловые отношения:

  • Отсутствие финансовых затрат, нет необходимости оплачивать государственную пошлину и нанимать юриста для представления в суде
  • Сохранение деловой репутации
  • Соглашение позволяет удовлетворить интересы обеих сторон договора
  • В качестве меры урегулирования в ходе досудебного решения не могут быть применены аресты имущества и какие-либо другие ограничения

Последний пункт в некоторых случаях может быть отнесен и к минусам такого способа решения спора.

Помимо этого минусами в некоторых случаях можно считать:

  • Увеличение времени разрешения конфликта в случае, если стороны не смогли договориться и в суд все же обратиться пришлось или в ситуации, когда одна из сторон умышленно тянет время и тратит его на переписки с целью получения своих выгод или для того, чтобы лучше подготовиться к судебным тяжбам;
  • Намеренное неполучение претензии нарушителем. Да, претензия будет считаться доставленной, даже если недобросовестный контрагент не получил ее или в случае направления ее по адресу, указанному в договоре, а не юридическому, но добиться выполнения обязательств в этом случае получится нескоро;
  • Возможное истечение срока исковой давности по причинам, указанным ранее.

Как реализовать процедуру урегулирования

Нет какой-то конкретной формы для выдвижения требований к недобросовестной стороне. Кроме претензии, в качестве досудебного разрешения может быть использовано предупреждение или уведомление.

Главными требованиями к досудебному процессу являются:

  • Письменная форма составленных требований о расторжении договора, его изменении или исполнении обязательств
  • Обозначение суммы и способа ее выплаты, если требования можно выразить в денежном виде и другие подробности по делу
  • ФИО отправителя и получателя, а также их адрес
  • Реквизиты заключенного ранее договора (при его наличии) и другие подтверждения сделки
  • Сроки для ответа и подпись направившего претензию.

Передать составленный документ ответчику можно одним из следующих способов:

  • Лично в руки с проставлением отметки о получении обращения на вашем экземпляре
  • Отправка в письме почтой с обязательным составлением описи вложения и уведомлением о вручении
  • Отправка посредством электронной почты, если такая возможность зафиксирована в договоре

Урегулирование спора возможно с помощью привлечения третьего лица – медиатора. Медиатором может быть только прошедший подготовку человек и имеющий право провести процедуру медиации. Его привлечение возможно только если на это согласны обе стороны конфликта.

Некоторые варианты конфликтов и способы их урегулировать

  • Разрешение конфликтов между продавцом и потребителем

    Законодательство не запрещает потребителю составлять и направлять в суд исковое заявление без направления претензии продавцу. В свою очередь продавец вправе не отвечать на составленную претензию. По этой причине не имеет смысла указывать в договоре обязательное требование по досудебному урегулированию. Такие условия договора считаются ничтожными и не имеют каких-либо последствий, потому как ограничивают права потребителя. Но есть исключения - попытки разрешения спора досудебного разбирательства должны быть предприняты по договорам, заключенным с турфирмами, операторами связи и перевозчиками водным транспортом.

  • Споры с органами контроля и надзора

    Обязательное урегулирование конфликта путем написания жалобы должен осуществить предприниматель при возникновении спора с налоговой службой, Роспотребнадзором, Рострудом, Ростехнадзором и Ростуризмом. В случае несогласия со штрафом или другим принятым решением государственной службы предприниматель в течение 30 дней с момента получения извещения должен подать жалобу. В случае получения предписания с требованием устранить нарушения на подачу жалобы у вас есть 10 дней.

Поможет грамотно составить и оформить претензию для досудебного урегулирования любого спора опытный юрист «КлиентБизнесГрупп». Кроме того, специалист соберет и предоставит в суд все доказательства по соблюдению процедуры, предпримет все возможное для того, чтобы ваши интересы не были нарушены.

Преимущества Клиент Бизнес Групп

386 млн. ₽денег сэкономлено
для клиентов
341выигранных
дел
1670дел разрешено
досудебно
Составление правовых документов на основе самых последних изменений в законодательстве
Мы оказываем юридические услуги организациям по вопросам гражданского, административного, налогового и трудового права. Фиксированная абонентская плата и высокая скорость исполнения поставленных задач.
Радова Полина Гавриловна
Менеджер по продажам и работе с клиентами