Оспаривание решений ИФНС в Москве
По результатам налоговых проверок выявляется, что бюджет недополучает миллиарды рублей. По итогу ИФНС выносит постановление о доначислении налогов и уплате штрафов. В то же время растет количество судебных разбирательств о неправомерном доначислении сумм налогов.
Спорить в суде с налоговой инспекцией непросто. Более 80% решений выносится не в пользу налогоплательщиков. В статье рассмотрим, какую стратегию должна выбрать компания для защиты от неправомерных действий налоговиков.
Оспаривание ИФНС: что представляет собой акт налоговой проверки
Сразу стоит пояснить, что наличие акта не подразумевает собой автоматическое наложение штрафов. Это лишь предварительный документ за которым последует вынесение решения. Акт составляется при проведении любой выездной проверки либо в том случае, когда при проведении камеральной проверки были установлены нарушения.
В акте налоговой проверки расписаны в деталях все выявленные нарушения, а также предварительно определена сумма недоимки, штрафа и начисленных пеней.
По итогам проведения камеральной проверки акт должен быть предоставлен не позже десяти рабочих дней с момента отправки деклараций в ИФНС. При проведении выездной налоговой проверки у службы есть два месяца для оформления акта.
Какими бы ни были результаты проверки, на основании акта до вынесения окончательного решения не может быть произведена блокировка расчетного счета организации либо приостановка ее деятельности.
Судебная практика показывает, что суд не сочтет недействительными результаты проверки даже если не были соблюдены сроки, которые отводятся на предоставление акта. Возражения суд примет только по существу.
В течение пяти дней после подписания акта он должен быть направлен в адрес компании или предпринимателя. К акту ИФНС нужно приложить документы, которые подтверждают наличие нарушений. Например, это могут быть результаты встречных проверок, опрос свидетелей, копии налоговых отчетностей.
Зачастую налоговая инспекция не прикладывает те документы, которые могут повлиять на ход событий неоднозначно и которые не указывают напрямую на виновность компании, но в акте они перечислены. При получении акта необходимо сверить фактическое наличие доказательных документов со списком.
Материалы в полном объеме хранятся в налоговой инспекции. По письменному заявлению налоговики обязаны предоставить их к ознакомлению.
Особенности подачи возражений по результатам налоговой проверки
Подать возражение можно в течение месяца. Но дополнять его новыми фактами, кроме уже указанных, можно вплоть до дня рассмотрения.
Унифицированной формы возражения не существует. Важно, чтобы в нем содержались полные реквизиты компании, от лица которой составлен документ.
В основной части в подробностях нужно указать с какими пунктами налогоплательщик не согласен, а может быть со всем актом в целом. Важно приложить к возражению доказательства, то есть те документы, которые могут свидетельствовать об ошибочных выводах, сделанных инспекцией. Также перед отправкой лучше составить опись вложения, чтобы на руках оставались доказательства того, что необходимые документы были действительно предоставлены.
Рассмотрение акта налоговой проверки
До вынесения решения по итогам налоговой проверки должно состояться рассмотрение акта.
Обычно срок его рассмотрения — не больше рабочих дней после законного срока на предоставление возражений. На рассмотрении акта должен присутствовать и налогоплательщик. Он может сделать это лично или воспользоваться услугами представителя. В любом случае, даже при неявке налогоплательщика решение будет вынесено, но у него не будет возможности дать свои пояснения или выразить возражения.
Председателем комиссии является руководитель районного подразделения ФНС либо его заместитель. Инспектор, проводивший проверку, выступает в качестве докладчика.
Представителю налогоплательщика также дают возможность высказаться. В этот момент он может заявить о несогласии с выводами, сделанными по результатам проверки, или с актом целиком. Речь должна быть краткой, в то же время несогласие свое нужно выразить аргументированно и конструктивно.
Принимая во внимание несогласие, выраженное налогоплательщиком, инспекция может назначить дополнительную проверку. Истребование документов будет касаться только тех вопросов, по которым возникли разногласия. По результатам повторной проверки составляют дополнение к акту. На его обжалование у налогоплательщика есть 15 дней. По истечении этого срока сформируют комиссию для рассмотрения акта вместе с дополнением.
По результатам будет вынесено решение.
Обжалование решения налогового органа
Напрямую в суд для обжалования решения обратиться нельзя. Сначала нужно подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Как бы парадоксально это ни звучало, но хоть жалоба и подается в вышестоящий орган, на деле она снова возвращается именно в ту инспекцию, которая решение выносила.
Апелляция должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца с даты ее подачи. Срок может быть увеличен, если требуется предоставление дополнительных документов из районной ФНС.
Обращение в суд
Если вышестоящий налоговый орган не изменил решение ИФНС, в течение следующих трех месяцев налогоплательщик может обратиться в суд. Заявление можно подать лично, через представителя или в электронном виде. Нужно также приложить к заявлению не только акты проверок, но и копии документов, которые могут повлиять на исход дела.
При получении акта от налоговой инспекции необходимо перепроверить исчисленные суммы недоимки, штрафа и пеней. Зачастую инспекторы сознательно их завышают. Личное участие налогоплательщика и установление контакта с представителями госорганов повышают шанс на успех в попытках доказать обнаруженные несоответствия.
Помощь юриста в обжаловании решения налоговой инспекции
Самостоятельно бороться с государственными органами практически нереально. Об этом свидетельствует и статистика решений, вынесенных не в пользу последних. Один факт того, что вышестоящий орган передает жалобу обратно в районную ФНС, уже демонстрирует то, как нелегко будет доказать свою правоту.
Наши юристы не раз сталкивались на практике с разрешением споров с налоговой инспекцией и оспариванием решений ИФНС. Компания «КлиентБизнесГрупп» не дает ложных надежд на успешный исход дела и удовлетворение всех претензий налогоплательщика. Но мы гарантируем, что сделаем все возможное в интересах клиента, чтобы минимизировать последствия проведения налоговой проверки и финансовые потери вашей организации.
После ознакомления с актом проверки наш юрист совместно с клиентом проработает наиболее выгодную стратегию поведения. Поможет выразить несогласие грамотно и аргументированно.
Для предварительной консультации и оценки объема работ позвоните нам или заполните форму обратной связи.
Преимущества Клиент Бизнес Групп
для клиентов
дел
досудебно

Наша команда
-
Лобанов Юрий Владимирович Управляющий партнер
-
Кузьмина Ольга Борисовна Генеральный директор
-
Радова Полина Гавриловна Менеджер по продажам и работе с клиентами
-
Мударов Руслан Султанович Юрист
-
Чепель Марина Юрьевна Юрист
-
Никольский Валерий Константинович Юрист
-
Халимов Эмиль Яхиэльевич Маркетолог
-
Хайруллина Элеонора Радиковна Офис-менеджер