Юридический адрес — обязательный реквизит регистрационных данных любой компании?

Существует ли законодательное определение этого понятия?

Юридический адрес компании — это условный термин, которым в российской деловой переписке принято обозначать местонахождение юридического лица. Этот термин широко употребляется в различных документах, в деловой переписке и даже в правительственных документах. В то же время российское законодательство никак не определяет понятие «юридического адреса» и с точки зрения юриспруденции использование этого термина совершенно бессмысленно. Причина довольно проста — любое юридическое лицо является субъектом права, а с точки зрения формальной логики понятие «адрес» к субъекту неприменимо. Адрес является одной из характеристик объектов права (т.е. объектов недвижимости и любого недвижимого имущества), а субъекты права могут иметь в качестве характеристики территориальной привязки только место своей государственной регистрации, которое и указывает местонахождение предприятия или организации. Поэтому указание юр. адреса в реквизитах организации не имеет никакой юридической силы и обязательным являться не может.

Юридический адрес фирмы и физический адрес

Однако, несмотря на то, что законодательно понятие юридического адреса никак не определено и является абсурдным с точки зрения, как закона, так и логики, в подавляющем большинстве документов, в которых необходимо указывать реквизиты предприятия, есть строки «Юридический адрес организации» и «Физический адрес организации». Юридической силы эти реквизиты не имеют никакой, но с их помощью любая компания указывает место регистрации своего офиса, указанное при государственной организации предприятия, и его реальное фактическое местоположение. Подобное условное деление на юридический и фактический адрес оказалось настолько удобным в разговорной речи при определении местонахождения компании, что из чисто разговорного сленга постепенно перекочевало в официальные документы самого различного уровня. Существуют даже упоминания понятия «юридический адрес» в законодательных документах нижнего уровня, что, впрочем, свидетельствует не о узаконивании термина, а о низкой юридической грамотности наших законодателей. О том, почему вообще появилась необходимость для предприятий различного уровня разделить понятия юридического и фактического адресов, поговорим в одной из следующих статей.


Другие публикации: